Рассказ:
Первое правило езидов – заручиться дружбой дьявола и с мечом в руках вставать на его защиту. Поэтому они воздерживаются не только от произнесения его имени, но даже и от употребления какого — либо выражения, близкого по созвучию к его имени. Всякий, кто посещает места, ими обитаемые, должен очень внимательно остерегаться, как бы не произнести слов «дьявол» или «проклятый» и особенно «будь проклят, дьявол» – иначе он сильно рискует подвергнуться побоям и даже смерти. Не раз случалось, что члены секты, схваченные за какое-либо преступление и приговоренные к смерти, предпочитали казнь предоставляемой им возможности избегнуть ее, прокляв дьявола.
В некоторых странах Востока, как правило, в горных районах, живут представители таинственной религиозной секты езидов. Больше всего их в Ираке. Они говорят по-курдски, но этнически не все принадлежат к этому народу. Секта с давних пор привлекала внимание путешественников. В самом деле, как не интересоваться теми, для кого главный Бог – дьявол!
Живут они весьма замкнуто, держат в тайне свое вероучение и религиозные обряды. Езиды не пишут о себе книг. Их религия запрещает им даже обучаться грамоте и писать буквы – так было, по крайней мере, до последнего времени.
Впервые о езидах упомянули арабские источники XII века. Они сообщили, что основал секту шейх Ади ибн Мусафир. О происхождении названия этой секты нет единого мнения. Некоторые ученые предполагают, что оно произошло от слова «яздан» – «Бог» на персидском и некоторых диалектах курдского языка. Другие связывают его с названием иранской провинции Язд. Более распространена версия, что секта названа по имени омейядского халифа Язида ибн Муавии.
В чем же особенности вероучения езидов?
Известно, что шейх Ади сначала был зороастрийцем. Видимо, поэтому в вере езидов отразились зороастрийские представления о двух началах мира – добром и злом, свете и тьме. Они почитают дьявола, но верят и в Бога – носителя добра. Однако считают, что все свои деяния Бог совершает через дьявола, которого они почему-то представляют в образе павлина. Езиды поклоняются его изображению, носят его медную статуэтку на религиозных процессиях, окуривая ее благовониями, жертвуют дьяволу золотые и серебряные предметы. Езиды даже не едят мяса петуха, ибо он похож на павлина. Они считают, что синий цвет не угоден дьяволу. Вы не увидите езида в синей одежде. Мужчины езиды никогда не стригутся и не бреются, заплетают волосы в косицы, а на голову надевают войлочный конусообразный колпак. Езиды строго хранят тайны своего учения, творят молитву в укромных местах, чтобы никто их не видел.
Женщины у езидов пользуются большими правами, чем у мусульман. Девушки, например, свободны в выборе женихов, и невеста может отказать своему суженому, а женщине разрешается снова выйти замуж, если ее муж отсутствует больше года.
В современном Ираке езиды в основном живут в отдаленных горных районах провинции Мосул. Один из центров, вокруг которых группируются их деревни, гора Маклуб. Здесь, в Айн-Сифни, живет их духовный глава – мир, он же хранитель могилы шейха Ади, находящейся в двенадцати километрах отсюда в цветущей горной долине Лалиш. Вокруг Айн-Сифни в горах около двухсот пещер с родниками, которые почитаются езидами. Много езидов живут также в горах Синджар, на северо — западе Ирака, между Мосулом и рекой Хабур близ сирийской границы. Они не случайно забрались в неприступные горные районы. Их загнали туда преследования турецких властей, не разрешавших им выполнять религиозные обряды.
Во всех религиозных изображениях езидов, кроме обязательных павлинов, всегда присутствует изображение змеи. Среди езидов распространена легенда о змее: ковчег Ноя, приставший к горам Синджар, получил пробоину. Вода хлынула в судно, и растерянный Ной попросил змею закрыть отверстие своим телом. «Хорошо, – ответила змея. – Я сделаю это при условии, что ты разрешишь мне жалить людей». Ной был вынужден согласиться, но вскоре сильно пожалел об этом, так как потоп прекратился, а змеи расплодились. Возможно, змея входит в культовые изображения езидов потому, что с ней связаны козни дьявола.
В первую пятницу нового года в деревнях езидов начинаются религиозные игрища – таввафи. Интересно, что в них принимают участие и местные жители – мусульмане и христиане. Таввафи продолжаются целый месяц.
Накануне праздника, в четыре часа пополудни, все жители, мужчины и женщины, старики и дети, собираются на деревенской площади и поют ритуальные песни. Когда наступает ночь, они выполняют обряды, суть которых сводится к принесению многочисленных жертв дьяволу. В качестве жертв выступают в основном овцы и козы. Утром, в день начала праздника люди встают рано, едят приготовленную в огромных котлах пшеничную кашу с мясом и жиром – гарису и пьют анисовую водку. Затем начинаются танцы. Танцы продолжаются около трех часов, затем мужчины вскакивают на коней и, стреляя в воздух из ружей, открывают скачки. Первое правило езидов – заручиться дружбой дьявола и с мечом в руках вставать на его защиту. Поэтому они воздерживаются не только от произнесения его имени, но даже и от употребления какого — либо выражения, близкого по созвучию к его имени. Всякий, кто посещает места, ими обитаемые, должен очень внимательно остерегаться, как бы не произнести слов «дьявол» или «проклятый» и особенно «будь проклят, дьявол» – иначе он сильно рискует подвергнуться побоям и даже смерти. Не раз случалось, что члены секты, схваченные за какое-либо преступление и приговоренные к смерти, предпочитали казнь предоставляемой им возможности избегнуть ее, прокляв дьявола.
В некоторых странах Востока, как правило, в горных районах, живут представители таинственной религиозной секты езидов. Больше всего их в Ираке. Они говорят по-курдски, но этнически не все принадлежат к этому народу. Секта с давних пор привлекала внимание путешественников. В самом деле, как не интересоваться теми, для кого главный Бог – дьявол!
Живут они весьма замкнуто, держат в тайне свое вероучение и религиозные обряды. Езиды не пишут о себе книг. Их религия запрещает им даже обучаться грамоте и писать буквы – так было, по крайней мере, до последнего времени.
Впервые о езидах упомянули арабские источники XII века. Они сообщили, что основал секту шейх Ади ибн Мусафир. О происхождении названия этой секты нет единого мнения. Некоторые ученые предполагают, что оно произошло от слова «яздан» – «Бог» на персидском и некоторых диалектах курдского языка. Другие связывают его с названием иранской провинции Язд. Более распространена версия, что секта названа по имени омейядского халифа Язида ибн Муавии.
В чем же особенности вероучения езидов?
Известно, что шейх Ади сначала был зороастрийцем. Видимо, поэтому в вере езидов отразились зороастрийские представления о двух началах мира – добром и злом, свете и тьме. Они почитают дьявола, но верят и в Бога – носителя добра. Однако считают, что все свои деяния Бог совершает через дьявола, которого они почему-то представляют в образе павлина. Езиды поклоняются его изображению, носят его медную статуэтку на религиозных процессиях, окуривая ее благовониями, жертвуют дьяволу золотые и серебряные предметы. Езиды даже не едят мяса петуха, ибо он похож на павлина. Они считают, что синий цвет не угоден дьяволу. Вы не увидите езида в синей одежде. Мужчины езиды никогда не стригутся и не бреются, заплетают волосы в косицы, а на голову надевают войлочный конусообразный колпак. Езиды строго хранят тайны своего учения, творят молитву в укромных местах, чтобы никто их не видел.
Женщины у езидов пользуются большими правами, чем у мусульман. Девушки, например, свободны в выборе женихов, и невеста может отказать своему суженому, а женщине разрешается снова выйти замуж, если ее муж отсутствует больше года.
В современном Ираке езиды в основном живут в отдаленных горных районах провинции Мосул. Один из центров, вокруг которых группируются их деревни, гора Маклуб. Здесь, в Айн-Сифни, живет их духовный глава – мир, он же хранитель могилы шейха Ади, находящейся в двенадцати километрах отсюда в цветущей горной долине Лалиш. Вокруг Айн-Сифни в горах около двухсот пещер с родниками, которые почитаются езидами. Много езидов живут также в горах Синджар, на северо — западе Ирака, между Мосулом и рекой Хабур близ сирийской границы. Они не случайно забрались в неприступные горные районы. Их загнали туда преследования турецких властей, не разрешавших им выполнять религиозные обряды.
Во всех религиозных изображениях езидов, кроме обязательных павлинов, всегда присутствует изображение змеи. Среди езидов распространена легенда о змее: ковчег Ноя, приставший к горам Синджар, получил пробоину. Вода хлынула в судно, и растерянный Ной попросил змею закрыть отверстие своим телом. «Хорошо, – ответила змея. – Я сделаю это при условии, что ты разрешишь мне жалить людей». Ной был вынужден согласиться, но вскоре сильно пожалел об этом, так как потоп прекратился, а змеи расплодились. Возможно, змея входит в культовые изображения езидов потому, что с ней связаны козни дьявола.
В первую пятницу нового года в деревнях езидов начинаются религиозные игрища – таввафи. Интересно, что в них принимают участие и местные жители – мусульмане и христиане. Таввафи продолжаются целый месяц.
Накануне праздника, в четыре часа пополудни, все жители, мужчины и женщины, старики и дети, собираются на деревенской площади и поют ритуальные песни. Когда наступает ночь, они выполняют обряды, суть которых сводится к принесению многочисленных жертв дьяволу. В качестве жертв выступают в основном овцы и козы. Утром, в день начала праздника люди встают рано, едят приготовленную в огромных котлах пшеничную кашу с мясом и жиром – гарису и пьют анисовую водку. Затем начинаются танцы. Танцы продолжаются около трех часов, затем мужчины вскакивают на коней и, стреляя в воздух из ружей, открывают скачки. После обеда – вновь танцы, на которых присутствуют члены семьи мира – духовного главы секты.
Многие мусульмане считают езидов такими близкими друзьями, что позволяют им держать своих новорожденных при обряде обрезания. На мусульманском Востоке это ответственное дело доверяется лишь ближайшим и самым почитаемым родственникам и друзьям. При этом никто не вспоминает о том, что для одних Бог – Аллах, а для других — Дьявол, что, согласитесь, далеко не одно и то же.