Рассказ:
В латышской и литовской культурной традиции образ ведьмы во многом перекликается с аналогичным из славянских мифов. Слово «Рагана» (ударение на первый слог) образовано от глагола со значением «видеть», оно имеет ту же внутреннюю форму, что и русское «ведать», «видеть», «знать». Ведьма в народных поверьях – один из самых популярных персонажей. Ее в зависимости от обстоятельств называют то «колдунья», то «знахарка», то «чаровница». По мнению многих литовцев и латышей Рагана принадлежит к категории так называемых «необычных людей», то есть обладает сверхъестественными способностями. Чаще всего Рагана – это пожилая женщина, реже молодая девушка, но по внешнему благообразному виду ее никак не отличишь от обычного человека.
Очень показателен в этом отношении сказ об одном крестьянине, который жил себе — поживал, была у него красавица-жена и умница-дочь. Однажды добрый труженик пахал себе в поле, а его маленькая дочка принесла папе еду. В это время по морю плыл корабль, дочка заскучала и спросила папу, мол, хочешь, сейчас кораблик перевернется. Отец удивился, с чего бы ему переворачиваться?! Дочка взяла пустую крынку, стала ее гонять по близлежайшей луже и что-то пришептывать, а потом взяла и перевернула – корабль в море тут же пошел ко дну. Ошеломленный отец спросил, откуда дочка научилась такому, на что юная ведьмочка ответила, что ее обучают мама и бабушка. Офонаревший мужик домой уже не вернулся, а пошел скитаться по свету и рассказывал эту историю разным людям.
Обращает на себя внимание тот факт, что многие литовские и латышские мужчины до сих пор уверены, что их жены, матери, дочери и сестры могут в любой момент проявить способности Раганы, а потому побаиваются их. Будничная, обыденная магия – куда, мол, от нее денешься.
Одна из основных особенностей Раганы, отличающая ее от ведьм других народов, это способность перевоплощаться в великое множество животных, чаще всего в кошку, свинью, собаку, козу, лошадь, рыбу (особенно в щуку), в змею, в ящерицу, в практически любую птицу (от вороны до куропатки, от курицы до ласточки) и даже в червя. Конечно, ее покровитель – черт. Рагана в воде не тонет (если только ей не привязать какой-нибудь железный предмет, а лучше молот – так надежней!) и в огне не горит, а потому топить ее и сжигать бессмысленно и глупо.
В литовским сказаниях упоминается о специальной школе для Раган, существовавшей то ли в Германии, то ли в древнем Киеве, а может быть и там и тут (ну, чем не местный Хогвартс по гендерному признаку для женщин!). Обучившаяся Рагана способна и навредить и исцелить, а в целом, живет себе нормальной женской жизнью: выходит замуж и растит детей. Лишь два раза в год – в самую короткую и в самую длинную ночь – слетаются Раганы куда-то под Киев, где кутят и похваляются друг перед другом, а под утро обратно домой – пора доить коров и будить мужа на работу.