Рассказ:
Известный питерский композитор Алексей Малинин приезжает в Казань на концерт симфонического оркестра, исполняющего симфонию Константина Базилевского, жившего и творившего два века назад. Никто и не подозревает, что Малинин и Базилевский - это одно и то же лицо. На протяжении многих столетий композитор, являющийся вампиром, создавал прекраснейшие произведения под разными псевдонимами. Однако Малинин и сам не подозревает, что воспоминания, нахлынувшие во время концерта, способны побудить его принять самое важное решение в своей затянувшейся вечной жизни.
Багровый закат накрыл бурлящую Казань. Город двух культур, перекрестье двух миров– Запада и Востока– постепенно начинал отходить от суеты рабочего дня. Толпы прохожих тянулись к домашнему уюту, заполняя собой многочисленный общественный транспорт. Часть из них направлялась к красивому кремовому зданию на углу Площади Свободы, где располагался концертный зал. Вечер обещал порадовать концертом симфонической музыки. Ожидалось, что в качестве гостя будет присутствовать один весьма известный питерский композитор, чьи творения производили фурор во многих европейских столицах.
Алексей Малинин сидел в правой верхней ложе, откинувшись своим мощным телом на бархатистую спинку стула. Серые глаза устало наблюдали за людьми в партере: часть из них вальяжно восседала в мягких креслах, а остальные суетливо ходили по залу в поисках своих законных мест. Прозвучал второй звонок.
– Мышиная возня– тихо буркнул Алексей, переводя взгляд на сцену.
После третьего звонка появились музыканты. Все ждали лишь дирижёра. Наконец, боковые двери отворились и приятный женский голос объявил маэстро Александра Сладковского. Он грациозно поклонился публике и лёгким кивком головы поприветствовал оркестр, а после Алексея.
– Константин Базилевский. «Смерть Натали». Симфония в трёх частях в исполнении Государственного Симфонического Оркестра Республики Татарстан. Дирижёр– Александр Сладковский– объявил женский голос.
Придя в концертный зал, Малинин ошибочно полагал, что давно мёртв и его существование не что иное как жизнь этого проклятого не стареющего тела. Как он заблуждался… Услышав звуки старой симфонии, его одряхлевшее, не бьющееся сердце, казалось, вновь переполнилось жизненной силой, любовью и страданиями, которые он испытал почти двести лет назад и которые, как он думал, остались тлеть в сумрачном прошлом.
Дюжина смычков скользнула по струнам, наполняя зал первыми звуками…
Он вновь увидел её, беззаботно весёлую, кружащуюся по залу в пышном лиловом платье, в объятиях молодого офицера. Она была прекрасна. Как пышная роза выделяется на фоне ромашек и васильков, так и губернаторская дочка выделялась на фоне вальсирующих красавиц. Позже, переговорив со знакомыми, Базилевский узнал её имя. Отдавая дань моде, к урождённой Наталье Павловне все обращались просто и изящно – Натали. Тогда композитор ещё не подозревал, что это имя огнём будет преследовать его на протяжении всей оставшейся жизни.
Композитор существовал не первую сотню лет. С каждым годом его навыки крепли, изначальный талант обрастал мастерством, как жемчужина, пленённая раковиной, покрывается перламутром. Его сочинения успели войти в историю под несколькими фамилиями. В этом столетии он именовался Константином Дмитриевичем Базилевским, успев создать пару десятков произведений и сделать имя в свете.
В Казань он приехал недавно, на неопределённый срок. Несмотря на то, что мировые столицы были намного удобнее для существования таких как он, Базилевский быстро уставал от их вечной суеты. Но опыт подсказывал ему держаться подальше от маленьких населённых пунктов, где каждая смерть, даже самая незначительная, становится причиной длительных пересудов.
Казань, являясь большим городом, отличалась размеренной жизнью. Здесь можно было найти почти все интересующие его развлечения, избежав ненужной мышиной возни.
Днём композитор погружался в зыбучий сон вампира, а вечером, с наступлением темноты, отправлялся в свет, по пути перекусив в тёмном переулке. На всеобщее обозрение Базилевский всегда являлся румяным и полным жизни. Молодой успешный композитор, чуть старше тридцати. Будучи плотным широкоплечим мужчиной, с лицом, не лишённым приятности, он всегда вызывал восторг у прекрасного пола. Его губы чувственно изгибались в улыбке, а серые глаза отливали мистическим серебряным блеском.
С Натали композитору удалось познакомиться спустя несколько дней. Он был удостоен приглашения на званый губернаторский ужин. Знакомство вышло лёгким и естественным. Они сразу нашли общие темы для разговора, а после ужина Натали согласилась на небольшую совместную прогулку по отцовскому саду. Казалось, девушка была очарована столь статным мужчиной. К тому же, она безумно любила музыку. Тем же вечером Базилевский принялся за создание новой симфонии.
Дни шли, осень набирала силы, а композитор всё сильнее влюблялся в губернаторскую дочь. Известный питерский композитор Алексей Малинин приезжает в Казань на концерт симфонического оркестра, исполняющего симфонию Константина Базилевского, жившего и творившего два века назад. Никто и не подозревает, что Малинин и Базилевский - это одно и то же лицо. На протяжении многих столетий композитор, являющийся вампиром, создавал прекраснейшие произведения под разными псевдонимами. Однако Малинин и сам не подозревает, что воспоминания, нахлынувшие во время концерта, способны побудить его принять самое важное решение в своей затянувшейся вечной жизни.
Багровый закат накрыл бурлящую Казань. Город двух культур, перекрестье двух миров– Запада и Востока– постепенно начинал отходить от суеты рабочего дня. Толпы прохожих тянулись к домашнему уюту, заполняя собой многочисленный общественный транспорт. Часть из них направлялась к красивому кремовому зданию на углу Площади Свободы, где располагался концертный зал. Вечер обещал порадовать концертом симфонической музыки. Ожидалось, что в качестве гостя будет присутствовать один весьма известный питерский композитор, чьи творения производили фурор во многих европейских столицах.
Алексей Малинин сидел в правой верхней ложе, откинувшись своим мощным телом на бархатистую спинку стула. Серые глаза устало наблюдали за людьми в партере: часть из них вальяжно восседала в мягких креслах, а остальные суетливо ходили по залу в поисках своих законных мест. Прозвучал второй звонок.
– Мышиная возня– тихо буркнул Алексей, переводя взгляд на сцену.
После третьего звонка появились музыканты. Все ждали лишь дирижёра. Наконец, боковые двери отворились и приятный женский голос объявил маэстро Александра Сладковского. Он грациозно поклонился публике и лёгким кивком головы поприветствовал оркестр, а после Алексея.
– Константин Базилевский. «Смерть Натали». Симфония в трёх частях в исполнении Государственного Симфонического Оркестра Республики Татарстан. Дирижёр– Александр Сладковский– объявил женский голос.
Придя в концертный зал, Малинин ошибочно полагал, что давно мёртв и его существование не что иное как жизнь этого проклятого не стареющего тела. Как он заблуждался… Услышав звуки старой симфонии, его одряхлевшее, не бьющееся сердце, казалось, вновь переполнилось жизненной силой, любовью и страданиями, которые он испытал почти двести лет назад и которые, как он думал, остались тлеть в сумрачном прошлом.
Дюжина смычков скользнула по струнам, наполняя зал первыми звуками…
Он вновь увидел её, беззаботно весёлую, кружащуюся по залу в пышном лиловом платье, в объятиях молодого офицера. Она была прекрасна. Как пышная роза выделяется на фоне ромашек и васильков, так и губернаторская дочка выделялась на фоне вальсирующих красавиц. Позже, переговорив со знакомыми, Базилевский узнал её имя. Отдавая дань моде, к урождённой Наталье Павловне все обращались просто и изящно – Натали. Тогда композитор ещё не подозревал, что это имя огнём будет преследовать его на протяжении всей оставшейся жизни.
Композитор существовал не первую сотню лет. С каждым годом его навыки крепли, изначальный талант обрастал мастерством, как жемчужина, пленённая раковиной, покрывается перламутром. Его сочинения успели войти в историю под несколькими фамилиями. В этом столетии он именовался Константином Дмитриевичем Базилевским, успев создать пару десятков произведений и сделать имя в свете.
В Казань он приехал недавно, на неопределённый срок. Несмотря на то, что мировые столицы были намного удобнее для существования таких как он, Базилевский быстро уставал от их вечной суеты. Но опыт подсказывал ему держаться подальше от маленьких населённых пунктов, где каждая смерть, даже самая незначительная, становится причиной длительных пересудов.
Казань, являясь большим городом, отличалась размеренной жизнью. Здесь можно было найти почти все интересующие его развлечения, избежав ненужной мышиной возни.
Днём композитор погружался в зыбучий сон вампира, а вечером, с наступлением темноты, отправлялся в свет, по пути перекусив в тёмном переулке. На всеобщее обозрение Базилевский всегда являлся румяным и полным жизни. Молодой успешный композитор, чуть старше тридцати. Будучи плотным широкоплечим мужчиной, с лицом, не лишённым приятности, он всегда вызывал восторг у прекрасного пола. Его губы чувственно изгибались в улыбке, а серые глаза отливали мистическим серебряным блеском.
С Натали композитору удалось познакомиться спустя несколько дней. Он был удостоен приглашения на званый губернаторский ужин. Знакомство вышло лёгким и естественным. Они сразу нашли общие темы для разговора, а после ужина Натали согласилась на небольшую совместную прогулку по отцовскому саду. Казалось, девушка была очарована столь статным мужчиной. К тому же, она безумно любила музыку. Тем же вечером Базилевский принялся за создание новой симфонии.
Дни шли, осень набирала силы, а композитор всё сильнее влюблялся в губернаторскую дочь. Ему за столь длинную жизнь и раньше приходилось любить, но никогда это чувство не было таким жгучим и отчаянным. Натали, в свою очередь, прониклась уважением и обожанием к своему новому другу. Стоило им не видеться несколько вечеров, как она становилась грустна и беспокойна. Зато при встрече с Базилевским её большие карие глаза светились искренней радостью.
Их роман не остался не замеченным и окружающие стали поговаривать о возможном союзе, проча Базилевского в губернаторские зятья. Сам композитор не думал о будущем, наслаждаясь прекрасным и полным счастья настоящим. Он не знал, сможет ли когда-нибудь полностью открыться своей возлюбленной. Базилевский знал лишь одно – эти несколько месяцев, бесконечно ярких и насыщенных любовными переживаниями, куда ценнее, чем все прожитые им серые столетия.
Развязка настигла влюблённых в самый неожиданный момент, как острое лезвие топора, разрубив узел, навечно связавший их. Натали скосила болезнь.
К тому времени Базилевский успел написать первую часть симфонии, вложив в неё саму суть своей любви. Он не думал, что когда-нибудь ему удастся сотворить столь чистую, но в то же время страстную музыку. Но Натали слегла и его радость померкла, уступив место сильной тревоге и неопределённости. Композитор принялся трудиться над второй частью, в которой отразилось и трепетное беспокойство, и глубокая печаль.
Когда Базилевский закончил работу над второй частью, всем стало ясно – Натали обречена. Безжалостная болезнь настойчиво убивала девушку. Композитор часто навещал свою возлюбленную и её родители не препятствовали этому, отмечая, что визиты Базилевского поднимают дочери настроение. Его, за многие века перевидавшего так много смертей и бывшего их причиной, ужасали перемены, происходившие с любимой. Пухлые и изящные руки исхудали, утратив лёгкость движений. Розовая кожа побледнела, приобретя болезненный желтоватый оттенок. Прекрасное личико осунулось, более напоминая маску из папье-маше. И лишь глаза, прекрасные карие глаза, сверкали лихорадочным блеском.
Чувствуя, что конец близок, и не желая мириться с этим, композитор решился на отчаянный шаг – он проник в комнату девушки под покровом ночи через окно, забравшись по стене на второй этаж, как проворная ящерица. Если бы кто-нибудь увидел его в тот момент и узнал, возможно, ему пришлось бы срочно покинуть Казань, но город погрузился в сон.
Вопреки его ожиданиям, Натали не спала. Она лежала на кровати, откинув голову на подушку, и видела, как он, подобно вору, пролез в оконный проём, при этом ничуть не удивилась. Казалось, она ожидала его появления.
Он подошёл к ней и, сев на краешек кровати, принялся за свою историю. Натали внимательно слушала, ничему не удивляясь и ничего не спрашивая. Время от времени её глухой кашель перебивал рассказчика и тогда он замолкал, продолжая вновь в воцарившейся тишине. Закончив, Базилевский с мольбой посмотрел на Натали, в уголках глаз краснели слёзы. Он просил её принять тёмный дар и присоединиться к нему, рука об руку прокладывая путь через вечность.
Натали ответила отказом. Стоя на краю могилы, она не боялась смерти, но боялась Бога. Боялась потерять свою бессмертную душу. В ту ночь Базилевский последний раз видел свою возлюбленную, к вечеру следующего дня она скончалась. Третью часть симфонии композитор создал в полузабытьи, воплотив в ней всё своё отчаяние и боль.
Вскоре, после смерти возлюбленной, Базилевский покинул Казань, оставив, как напоминание о себе, прекрасное, переполненное любовью и страданиями, произведение: последнюю симфонию Константина Базилевского – «Смерть Натали». Симфонию в трёх частях: «Любовь», «Болезнь» и «Смерть».
Объятый воспоминаниями, Малинин вышел на ночную улицу. Перед ним возвышался всё тот же город. Улицы, по которым ходила она. Парки и скверы, где протекал их трепетный роман. Вновь открывались старые картины прекрасного осеннего пейзажа. Натали, танцующая с ним под аккомпанемент опадающих листьев в парке, что звался «Русской Швейцарией». Их беззвучные признания под музыку Моцарта и фейерверки, превращавшие ночь в день. Море улыбок, радости и счастья. Единственный период в его жизни, когда он, хоть и ненадолго, но забыл о своём проклятии. Казалось, что вечные блуждания во мраке кончены и долгожданный покой, наконец, обретён. Несчастный глупец! Как он заблуждался! Судьба поглумилась над ним, бесцеремонно отняв то, что сама же преподнесла столь чудесным образом.
Старая Казань, подёрнутая туманной дымкой, исчезла. Мысли композитора занимали бесцельность и бессмысленность собственного существования. Он оглядел себя. Для чего он был рождён? Зачем получил этот убивший душу дар? И осталось ли в нём хоть что-то человеческое? Говорят, что композитор пишет душой и сердцем, иное невозможно для настоящего раба искусства. Но разве его сердце и душа не мертвы уже много столетий? Что же тогда питает его гений?
– Ты потерял свою душу. – произнесла она, лёжа в кровати, и её тёмные глаза мерцали, подобно тлеющим углям. – Ты бессмертен, но обречён пить кровь целую вечность. Ты проклят и мёртв. Возможно, ты сможешь написать ещё множество великолепных симфоний и арий, которые оправдают твоё существование, но лишь на время.
Она не знала, что с момента их встречи на балу его жизнь и его музыка были посвящены ей одной. Единственная муза, цель и опора, вдохновение и утешение– смысл жизни. Женщина, подарившая ему надежду на истинное счастье. Сладостный миг в серой беспросветной вечности.
Она ушла. Безвозвратно. Две сотни лет он брёл в полном одиночестве среди поколений, сменявших друг друга, и писал музыку только ради того, чтобы оправдать своё существование. Всё отдавало пресностью и унынием. Его творения по-прежнему собирали полные залы и удостаивались продолжительных аплодисментов, но прежней искры в музыке больше не было. Искра погасла, как тлеющие угольки в её глазах, как и он сам. Смерть без возможности смерти. Нескончаемая мука. Вечное проклятие.
Отель, в котором остановился Малинин, давно стих. Бесшумно пройдя в свой номер, он запер дверь и вынул из кармана платок с вышитыми инициалами «МНП». Когда-то, словно во сне, Натали обронила платок на балу, а он поднял его и не смог вернуть. Он представил, как двести лет назад изящные пальцы шёлковой нитью ловко вышивали буквы на кусочке ткани. То были пальцы его Натали, любовь к которой стала бессмертной благодаря музыке. Самая большая тайна композитора Базилевского: любовь и боль в одной симфонии.
Сжимая в руке платок, он вышел на балкон, оставив задёрнутыми шторы. Холодный ветер обдувал его волосы и приносил умиротворение. Не было никаких мыслей и воспоминаний. Было спокойствие. Малинин чувствовал– настал его час. Но, что ожидает его по ту сторону? Вечные муки ада? Страх медленно овладевал рассудком и гнал обратно в номер, на холодную кровать, за плотные, не пропускающие свет шторы. Как он мог проститься с вечной жизнью и оставить уйму недописанных произведений и поклонников, которые ждали новых шедевров от своего кумира? Алексей, он же Константин, и обладатель других имён, канувших в историю, постоял пару секунд в нерешительности, затем резко развернулся к перилам балкона.
– Ты должен это сделать. Иначе, ты лишь продлишь свои мучения…
Выбор был прост, но осуществить его было так сложно… Малинин стоял на маленьком балконе, обращённый лицом на восток, окутанный нерешительностью, страхом и тоской. Потерянный взгляд метался между дверью в тёмную комнату и неизвестностью…
Небо начинало алеть. Занимался рассвет.