Рассказ:
Как бы ни был изощрен человек, каждый день демонстрируя миру свои ноу-хау, все равно ему никогда не победить Ее Величество Природу, которая во всем и всегда превосходила, превосходит и будет превосходить Homo sapiens.
Да, это действительно так, ибо на каждое неразумное вмешательство в ее владения она отвечает мощнейшим землетрясением или извержением вулкана, а иногда заливает человека холодной водицей, дабы он поостыл немного. Когда же человек пытается воздвигнуть что-то весьма грандиозное, монументальное, что останется в память о нем на многие века, то и тут он терпит фиаско, ибо ничто и никто не может сравниться с природой, которая, как известно, является непревзойденным скульптором каменных изваяний. Как же так получается: человек, которому природа открыла секрет обработки камня, не может создать поистине шедевр самого твердого зодчества? Оказывается, не может, и примеров великого мастерства природы собрано на планете великое множество.
Родные, застывшие на века леса
В поисках подтверждений данного факта и ходить далеко не надо, так как на границе Хмельницкой и Черновицкой областей Украины стоят на протяжении многих веков фантастические известняковые скалы высотой 20-30 метров, которые называют Столбами, и там, где возле устья реки Смотрин они расступаются, находится знаменитая голова великана — персонажа бессмертной поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». По всей вероятности, поэт узнал о каменной голове, находясь в 1819-1820 годах в ссылке в Бессарабии (ныне территория Молдовы). Этот факт подтверждается еще и тем, что некоторые черты головы целиком соответствуют описанию поэта своего персонажа. В самом деле, голова великана полая внутри, а на бровях ее любят сидеть совы. К тому же этот природный монумент до последнего времени даже «чихал», как пушкинский персонаж! А секрет данного «недомогания» заключался в том, что нижняя часть головы, присыпанная мелким щебнем, время от времени сползала по склону, в результате чего округу облетал протяжный звук, который и напоминал чихание. Совсем недавно признаки «хронического ринита» прошли, так как большое наводнение смыло нарушителя спокойствия, саму осыпь, а остатки ее закрепились кустарником, вследствие чего уже никто не сможет сказать голове великана «Будьте здоровы!»
С именем А. С. Пушкина и, естественно, с самой зеленой королевой связано еще одно строение — мастерски вырезанная силами природы гора, которая находится на Кавказе, если быть более точными, в Дагестане. Вершина столь удивительного каменного памятника действительно напоминает профиль великого русского поэта, и- остается только думать да гадать, случайно ли это сходство или все же имел место некий факт знакомства горы с Пушкиным, в результате чего они «породнились». Любопытна и еще одна немаловажная деталь: почему близлежащее селение Избербаш, сосед невероятного каменного «автографа», носит данное имя, которое в переводе звучит как «след одной головы». Неужели всего лишь совпадение, одно из многих, над. », которым ломают головы ученые? Кстати, к примеру, недалеко от Коктебеля расположено селение, в котором любил бывать Максимилиан Волошин, как писали газеты начала XX века, «сумбурный поэт», который и оставил навсегда в этих краях свой образ, навеки застывший на одной из гор. Так что загадка каменных портретов остается пока неразгаданной, и неизвестно, кто кому «подражал и позировал», — поэты горам или горы поэтам?.. В общем, вопрос, как говорится, остается открытым.
Из теплых краев перенесемся в край суровых испытаний холодом и колючими ветрами, в Восточную Сибирь, где на высоком правом берегу могучего Енисея, в 7 километрах от города Красноярска, возвышаются знаменитые Красноярские столбы. На территории этого огромного живописного района девственной природы (территория насчитывает около 470 квадратных километров), где в безопасности обитают многие виды ныне исчезающих представителей флоры и фауны, а потому данный райский уголок стал национальным заповедником, находится самое большое собрание каменных «сочинений» Ее Величества. Речь идет почти о ста созданных природой скульптур, самыми знаменитыми из которых являются Дед, а также его «родственники» — Бабушка, Внучка и Прадед. Все они сложены из розового гранита, различного по форме и размерам, что и создает в свою очередь галерею каменных образов. Говоря о каменных памятниках Восточного Саяна, нельзя не упомянуть и о неповторимых по своей красоте и изысканности столбах Перья, которые, возвышаясь то тут, то там, своими застывшими очертаниями напоминают птиц и зверей. Исследователи данного каменного музея под открытым небом считают, что горные породы, из которых изваяны столбы, образовались около 450 миллионов лет назад (!) вследствие поднятия из глубин земли расплавленной магмы, которая не прорвала земную кору и не вылилась на поверхность из-за большой вязкости, а только приподняла на обозрение многочисленным туристам верхние пласты известняков и песчаников, навсегда застыв в извилистых трещинах. Как бы ни был изощрен человек, каждый день демонстрируя миру свои ноу-хау, все равно ему никогда не победить Ее Величество Природу, которая во всем и всегда превосходила, превосходит и будет превосходить Homo sapiens.
Да, это действительно так, ибо на каждое неразумное вмешательство в ее владения она отвечает мощнейшим землетрясением или извержением вулкана, а иногда заливает человека холодной водицей, дабы он поостыл немного. Когда же человек пытается воздвигнуть что-то весьма грандиозное, монументальное, что останется в память о нем на многие века, то и тут он терпит фиаско, ибо ничто и никто не может сравниться с природой, которая, как известно, является непревзойденным скульптором каменных изваяний. Как же так получается: человек, которому природа открыла секрет обработки камня, не может создать поистине шедевр самого твердого зодчества? Оказывается, не может, и примеров великого мастерства природы собрано на планете великое множество.
Родные, застывшие на века леса
В поисках подтверждений данного факта и ходить далеко не надо, так как на границе Хмельницкой и Черновицкой областей Украины стоят на протяжении многих веков фантастические известняковые скалы высотой 20-30 метров, которые называют Столбами, и там, где возле устья реки Смотрин они расступаются, находится знаменитая голова великана — персонажа бессмертной поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». По всей вероятности, поэт узнал о каменной голове, находясь в 1819-1820 годах в ссылке в Бессарабии (ныне территория Молдовы). Этот факт подтверждается еще и тем, что некоторые черты головы целиком соответствуют описанию поэта своего персонажа. В самом деле, голова великана полая внутри, а на бровях ее любят сидеть совы. К тому же этот природный монумент до последнего времени даже «чихал», как пушкинский персонаж! А секрет данного «недомогания» заключался в том, что нижняя часть головы, присыпанная мелким щебнем, время от времени сползала по склону, в результате чего округу облетал протяжный звук, который и напоминал чихание. Совсем недавно признаки «хронического ринита» прошли, так как большое наводнение смыло нарушителя спокойствия, саму осыпь, а остатки ее закрепились кустарником, вследствие чего уже никто не сможет сказать голове великана «Будьте здоровы!»
С именем А. С. Пушкина и, естественно, с самой зеленой королевой связано еще одно строение — мастерски вырезанная силами природы гора, которая находится на Кавказе, если быть более точными, в Дагестане. Вершина столь удивительного каменного памятника действительно напоминает профиль великого русского поэта, и- остается только думать да гадать, случайно ли это сходство или все же имел место некий факт знакомства горы с Пушкиным, в результате чего они «породнились». Любопытна и еще одна немаловажная деталь: почему близлежащее селение Избербаш, сосед невероятного каменного «автографа», носит данное имя, которое в переводе звучит как «след одной головы». Неужели всего лишь совпадение, одно из многих, над. », которым ломают головы ученые? Кстати, к примеру, недалеко от Коктебеля расположено селение, в котором любил бывать Максимилиан Волошин, как писали газеты начала XX века, «сумбурный поэт», который и оставил навсегда в этих краях свой образ, навеки застывший на одной из гор. Так что загадка каменных портретов остается пока неразгаданной, и неизвестно, кто кому «подражал и позировал», — поэты горам или горы поэтам?.. В общем, вопрос, как говорится, остается открытым.
Из теплых краев перенесемся в край суровых испытаний холодом и колючими ветрами, в Восточную Сибирь, где на высоком правом берегу могучего Енисея, в 7 километрах от города Красноярска, возвышаются знаменитые Красноярские столбы. На территории этого огромного живописного района девственной природы (территория насчитывает около 470 квадратных километров), где в безопасности обитают многие виды ныне исчезающих представителей флоры и фауны, а потому данный райский уголок стал национальным заповедником, находится самое большое собрание каменных «сочинений» Ее Величества. Речь идет почти о ста созданных природой скульптур, самыми знаменитыми из которых являются Дед, а также его «родственники» — Бабушка, Внучка и Прадед. Все они сложены из розового гранита, различного по форме и размерам, что и создает в свою очередь галерею каменных образов. Говоря о каменных памятниках Восточного Саяна, нельзя не упомянуть и о неповторимых по своей красоте и изысканности столбах Перья, которые, возвышаясь то тут, то там, своими застывшими очертаниями напоминают птиц и зверей. Исследователи данного каменного музея под открытым небом считают, что горные породы, из которых изваяны столбы, образовались около 450 миллионов лет назад (!) вследствие поднятия из глубин земли расплавленной магмы, которая не прорвала земную кору и не вылилась на поверхность из-за большой вязкости, а только приподняла на обозрение многочисленным туристам верхние пласты известняков и песчаников, навсегда застыв в извилистых трещинах. Непрочная «крыша» из этих пород под золотыми руками вечных помощников природы, ветров да дождей, на протяжении столь длительного периода претерпела ряд корректировок, в результате которых сейчас мы можем наблюдать поистине настоящие произведения нерукотворного искусства.
Теперь перенесемся на Северный Урал, туда, где рождается одна из великих рек Русской равнины — легендарная Печора. Именно над ее «колыбелью» величаво возвышается гора Мань-Пупу-Ньер, на вершине которой одетые в каменные плащи гордо стоят семь незнакомцев, издревле считавшиеся местными жителями великанами, охранявшими святую Печору.
Из данной местности перенесемся снова в знойный Казахстан, где на юго-востоке Павлодарской области, среди распаханных целинных степей, расположены Баяноуль-ские горы, поражавшие своими скульптурами видавших многое на своем веку туристов. При первом же взгляде на каменный лес возникает вопрос, почему природа разместила Сфинкса возле Дельфина, а Бабу-Ягу заставила соседствовать с Лошадиной головой. Впрочем, эти и другие каменные изваяния, над тайнами которых еще думать и гадать, да все не перегадать, составляют гордость первого в Казахстане природного парка, о котором уже наслышан весь мир.
Заграничные экспонаты музея под открытым небом
После путешествия по просторам нашей бывшей родины перенесемся на крыльях ветра в ближнее зарубежье, Болгарию, где возле города Београдчика, на северо-западе страны, расположены знаменитые горы, прозванные в народе за небывалую красоту Каменной симфонией. И действительно, словно рожденный из волшебных звуков музыки, перед многочисленными туристами во всей своей первозданной красоте предстает сказочный мир фантастических башен, замков, фигур людей, животных, птиц и чудовищ, который стоит здесь вот уже на протяжении многих миллионов лет. Согласно исследованиям, эта каменная сказка пробудилась ото сна более 200 миллионов лет назад, когда многочисленные реки нанесли в глубокую котловину, которая была на этом месте, много глины и песка, того самого строительного материала, из которого впоследствии природа создала удивительный мир. Правда, помогли ей в этом и сильные морские волны, которые гуляли в этом районе на протяжении ста миллионов лет (в юрский период мезозоя), оставив на память о себе большое количество красноватых окисей железа, которые и завершили в конце концов создание сказочного каменного пейзажа.
Менее романтичный и даже можно сказать, весьма страшный каменный лес, где высота застывших навсегда «деревьев» достигает 5-6-этажного дома, можно увидеть в Южном Китае. Однако сами местные жители ни в коем случае не рекомендуют отправляться в этот музей под открытым небом без опытного экскурсовода, так как, попав в своеобразный каменный мешок, из него не так-то просто выбраться. Расположенные на юго-востоке провинции Юньнань гигантские известняковые глыбы за многие поколения поросли зелено-черными лишайниками, что еще больше увеличивает сходство неживых представителей флоры с их настоящими еловыми братьями да сестрами. Предполагают, что Ши лин, что в переводе с китайского означает «каменный лес», также образовался миллионы лет назад в результате заполнения огромной котловины толщей известняков, которые под влиянием подземных вод были постепенно расчленены на отдельные глыбы, создав тем самым нечто наподобие каменных джунглей.
Также слугами демона в некотором роде можно назвать и еще одни каменные сооружения, которые располагаются на территории США, в пустыне Аризона в так называемой Долине памятников. Из одиноких каменных скульптур, возвышающихся над утомленной солнцем пустыней, пожалуй, самой выдающейся можно назвать Башню дьявола. Абсолютно загадочен ее облик, сходный то ли с могучей крепостной башней, то ли с чудовищных размеров пнем. К тому же появление нерукотворного памятника среди раскинувшейся на сотни километров равнины настолько нелогично, что приходится думать, уж не воздвиг ли ее здесь сам служитель преисподней?.. К примеру, охотившиеся в местных лесах индейцы свято верили, что на вершине исполинского утеса живет свирепое божество, которое время от времени *********** на весь мир и род людской и делает все, чтобы уничтожить их полностью, стерев с лица земли. Тогда, согласно древним верованиям, демон начинает бить в барабан, звук которого, подобно раскатам грома, разносится по округе, и на небе то тут, то там неизвестно откуда появляются грозовые тучи, несущие вспышки огненных стрел. Самое удивительное, что молнии, как правило, бьют именно в Башню дьявола, и ни один ученый мира еще не смог разгадать природу данного феномена…
Из нерукотворной каменной комнаты ужасов перенесемся в настоящий райский уголок, где, несмотря на исполинские размеры каменных изваяний, они все же действительно радуют глаз и дают отдых измученному сердцу. Речь идет о так называемом Чешском рае, расположенном приблизительно в 100 километрах к северу от Праги, между небольшими городками Ичин и Туров. Там особого внимания заслуживают скульптуры: Иголка, Мать и Дитя, Спящий индеец, образованные в течение длительного процесса из остатков известняка.
Соседка Чехии — Германия — также может похвастаться своим каменным лесом, который расположен на берегу Эльбы, к югу от города Дрезден. Эта живописная местность, занимающая площадь около 350 квадратных километров, помимо изысканных каменных скульптур, искусно дополнена панорамой покрытых лесом гор и развалин старинных зам ков, в результате чего прекраснейший край получил название Саксонская Швейцария.
Рядом с прелестной деревушкой Ленг мосс в долине Финтербах, что в итапьян ских Альпах, частично скрытые деревьями лесистых склонов, красуются **************** или столбы Ренона. В отличив от своих заграничных каменных тезок, столбы представляют собой группу земляных башенок, которые похожи на проходящие между деревьями высокие, закутанные в плащи фигуры. У многих из них на вершине нахлобучено что-то наподобие шапки — огромный булыжник, забытый впопыхах реквизит ледникового периода.
Еще один каменный лес находится в Греции, в городе Эресос, и, отвечая своему романтическому названию, он призван восхищать своими скульптурами многих туристов, любителей первозданной красоты и настоящих чувств. А в Средней Анатолии (Турция), в невероятно загадочной Каппадокии, пейзаж которой иногда сравнивают с лунным, тысячи лет назад хозяйничали вулканы, оставив на этой благодатной некогда земле отложения из пепла, грязи и лавы. После этого ветры и непогода снесли мягкий верхний слой земли, но способная к сопротивлению порода, несмотря ни на что, осталась, придав ландшафту странные, если не сказать самые внеземные формы. О некоей мистичности данной местности говорит и тот факт, что во многих скалах, которые поддавались обработке, древними монахами были выбиты церкви, капеллы и кельи, тем самым завершив образ аскетичной земли.
Несколько интересных каменных памятников природы существует и на территории Австралии. Одним из нерукотворных изваяний Ее Величества является знаменитая островная гора Айерс-Рок, или Улуру, как ее называют аборигены, которая расположена на расстоянии 400 км на северо-запад от города Алис-Спрингс. Подобно спине сказочного животного длиной 36 км и шириной 1, 6 км, возвышается она на 350 метров над пустынной местностью (при абсолютной высоте 860 метров). «Бока» горы отвесны, поэтому попасть на чудовище можно только со «спины». Любопытен также тот факт, что в любую засуху с горы стекают многочисленные ручьи очень вкусной и полезной пресной воды, что, в свою очередь, подтверждает существующую у местных жителей легенду о застывшем хранителе священной горы… К тому же Улуру занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой на Земле камень-монолит. Поблизости от этого каменного памятника находится еще один — колонна Чемберса, песчаный столб, вздымающийся над равниной на 61 метр.
В галерее каменных скульптур еще так много экспонатов, и каждый из них безусловно заслуживает особого внимания, ведь все они, к сожалению, не вечны, так как ежеминутно подвержены внешним силам Ее Величества Природы, самой сильной и коварной, самой мудрой и загадочной женщины, перед чарами которой никто не в силах устоять…