Рассказ:
И снова я, Ваш скромный рассказчик. История рассказана участником. События эти произошли почти 60 лет назад. Через 10лет после войны. Расскажу от первого лица. Родился я в маленькой деревне, в Псковской области. Как и все деревенские пацаны, в то время, был загружен работой, т. к. мужиков в деревне мало осталось. Только старики да дети. Работы полно, на рассвете начинали, на закате заканчивали. А хочется и погулять, и с местными побалагурить… Вот и встречались почти ночью, костер, байки. Интересно было. Как-то собрались мы, развели костер, сидим, языки чешем. И тут подходит паренек, просится к костру. Понимаем мы, что никто его не знает. Но позволили, жалко что ли. Сел он к костру, и молча смотрит на огонь. Я возьми, да и скажи: «Мы истории рассказываем. Твоя очередь». Посмотрел парень на меня, да так, что у меня мурашки побежали. «Истории, говорит, ну чтож, это можно». Слушайте… И начал он рассказывать про ужасы войны. Да с такими подробностями, что жутко стало. Понятно - служивый. Мы, мальчишки 10-15 лет, только по рассказам об этом знали. Но вот что странно, пареньку на вид лет 20, ну не мог он быть участником того, о чем говорил… Тогда он маловат был. Но это не мешало нам, с открытыми ртами, завороженно слушать. Как будто сами участвовали, так красочно он рассказывал. Домой идти не хотелось, и прощаться тоже. Но надо, утром вставать рано, скотину на выпас вести. Разошлись, договорились назавтра тут же встретиться. Несколько дней приходил к нам этот паренек. И каждый раз новые истории рассказывал. Для нас он был героем. Одно беспокоило - откуда приходил, куда уходил? Неизвестно! В тот последний вечер, спросили его напрямую - откуда он? Он улыбнулся, и ответил: «Теперь местный, годков 10 уж местный». А сам рукой на рощу показывает. «Только неудобно мне там, адреса никто не знает. В гости не приходят. Тоскливо мне…».
Больше он не приходил.
Решили мы с ребятами сами к нему пойти, направление он показал, в ту сторону деревня еще одна, всего то 5км. И пошли, напрямки, через рощу. Но не понадобилось нам далеко идти, всего в 1км нашли мы обломки самолета ржавые. Как никто из местных не наткнулся на них раньше - не знаю. Среди обломков виднелась полуистлевшая военная форма. Но самое страшное, что там бы скелет. И тут мы все поняли… Почему никто не знал его, откуда он так хорошо знал о войне… Но страшно нам не было. Решили мы похоронить его по человечески. Чтоб был у него адрес, и договорились навещать часто. Когда доставали останки, нашли военный билет. Фамилию не прочесть уже было, а вот имя видно - Александр. И фото нашего друга, с девушкой. Улыбчивые… счастливые…
Похоронили. Сами смастерили памятник. И много лет навещали нашего друга. Даже когда разъехались кто куда - при первой возможности приходили на могилку к Сашке.
После этого, я много лет был участником поисковиков, которые разыскивают вот таких «местных по неволе», чтобы могли они спокойно спать. Не забыли их, помнят!
Но того парня я помню как сейчас, хоть и прошло 60 лет.
«Потерпи, друг, скоро встретимся… Поговорим…»