Рассказ:
Доктор психологии Кент А. Кил, профессор Университета Нью-Мексико, выяснил, чем мозг психопата отличается от мозга других людей. У «людей без совести и сострадания» слабо развито миндалевидное тело, — одна из структур мозга, отвечающая за эмоциональное поведение человека. Интересна история жизни самого доктора. Он вырос в городке Такома, недалеко от того места, где жил серийный убийца Тед Банди. Кент с детства не мог понять, как такой монстр мог вырасти в их «сонном пригороде для среднего класса». Решил заняться изучением таких личностей. Закончил колледж, поступил в аспирантуру к профессору Роберту Хаэру, создателю перечня психопатических черт…
Скоро Кент Кил начал проводить собственные исследования — в лечебнице строгого режима для опаснейших преступников Канады. Работал без выходных, часами беседовал с насильниками, убийцами, сканировал их мозг при помощи ЭЭГ. Захотел просканировать мозг психопатов при помощи компьютерного томографа, которого, естественно, в тюрьме не было. Зато он был в местной больнице.
Молодой аспирант договорился с администрацией обоих учреждений — тюрьмы, и больницы — на проведение нужных ему исследований. В это трудно поверить, но за 5 лет он просканировал мозг 50 психопатов-заключенных. Со всеми предосторожностями их привозили в региональную больницу, снимали с них наручники, укладывали в томограф. Где-то час они выполняли разные задания, а потом их отвозили обратно.
В результате, канадский ученый выяснил, а в последующем и доказал на более обширной выборке, что у психопатов слабо развито миндалевидное тело. Такие люди умом понимают, что «плохо», а что «хорошо», но это их не волнует. Им все безразлично. Психопат не появляется в 20-40 лет неожиданно, ниоткуда. Признаки психопатического поведения можно заметить еще в детстве. Кто-то кошек вешает во дворе, кто-то живым птичкам вскрывает брюшко, чтобы посмотреть, что у них там внутри. Конечно, не все мучители животных в будущем становятся психопатами, но большинство психопатов в детстве издевались над животными. Есть и другие симптомы…
Пожилая женщина жалуется на свою 8-летнюю внучку: «Взяла ее на выходные к себе. Пошли в магазин, вернулись, а я у нее в сумке обнаружила украденную игрушку. Отругала, конечно. Она ничего не говорила, не оправдывалась, только волком на меня смотрела и все. А через некоторое время позвонила ее мать, и меня отругала за то, что я, якобы, ругаю ребенка за почерк. Получается, внучка дважды соврала, чтобы скрыть правду». Как выяснилось, это не первый проступок девочки в ее маленькой жизни. Жестокий взгляд. Экстрим без повода. Лживость. Уверенность в том, что не поймают. Все это приметы психопатического поведения.
Доктор Кент Килл уверен, наказывать «маленького психопата» бессмысленно. Ребенок только делает вид, что признает свою вину. На самом деле, он злится на других, за то, что они его поймали, — становится хитрее, еще изворотливее. Учителя, воспитатели в детских садах это хорошо знают. В некоторых случаях помогает поощрение за хорошее поведение.
В Мендотском реабилитационном центре провели исследование. Шесть специалистов следили за 45 юными нарушителями, от которых отказались другие исправительные учреждения. У них была одна задача – поощрять подростков за хорошее поведение разными способами. Спустя три года независимые эксперты подвели итог и выяснили, что из 300 ребят, прошедших декомпрессионную реабилитацию, — 36% подростков завязали со своим преступным прошлым. Обычный показатель – 2%.