Рассказ:
Он имеет много имен. В каждой губернии, в каждой волости могло быть свое, особенное имя: волховник, еретик, обавник, чаровник…
Но суть везде одна — колдун, посредник между тем и этим светом, слуга черных сил, злой, нехороший человек, который несет вред людям. Хотя в некоторых случаях он может и помочь: вылечить, вернуть любимого, присушить неверного, отвести несчастье, но никогда не делает это бескорыстно.
В отличие от ведьм и ведьмаков, колдуны не находятся в родстве с нечистой силой, не имеют хвостов, свой дар получают по наследству или же в детском возрасте по собственному добровольному решению. Чародеем можно даже стать случайно, находясь рядом с умирающим родственником-колдуном. Если взять что-нибудь из его рук, то с предметом передается и дар, который по сути является проклятием.
Чреда испытаний
Те же, кто хочет стать колдуном по собственной воле, проходят серьезные испытания. Чарам можно также обучиться и заключить договор с дьяволом. По нему сатана передает в распоряжение колдуна бесов, нечистую силу, которая всю жизнь чародея верой и правдой будет служить ему. Но после смерти и тело, и бессмертная душа обавника поступают во власть сатаны.
Узнать обавника можно так: в разговоре они никогда не смотрят в глаза человеку, а только в пол или землю. Отличает чернокнижника от простых людей и голос: он или слишком тихий, или очень громкий. Колдун имеет манеру говорить сам с собой. Мимо бормочущего человека полагалось проходить молча, прикрыв рот ладонью и не отвечая на вопросы.
Дом колдуна тоже легко узнаваем: дым над трубой в любую погоду вьется возле верхней кладки с завихрениями — это колдун, вынужденный по договору постоянно давать бесам работу, заставляет их «весить дым», вить из пыли и сажи веревку.
Узнавали колдунов на общественных сходках и в церкви. Один тульский староста разгонял колдунов так: читал, когда соберутся все крестьяне, трижды про себя: «Да воскреснет Бог!», и все чародеи, взяв шапки, расходились.
В пасхальную заутреню свечи у колдунов постоянно гаснут. В эту службу колдуна можно также распознать с помощью яйца: надо взять яйцо, снесенное в первый раз молодой курицей, окрасить его в красный цвет и положить в карман. Затем обойти с крестным ходом вокруг церкви, а когда священник возгласит «Христос воскрес», вынуть яйцо и посмотреть поверх голов собравшихся. Все колдуны будут стоять спиной к иконам, а на головах у них будут рога.
Вещие люди
Волхвы, кудесники, окудники, кобники были известны на Руси с глубокой древности. В Свя-тославовом Изборнике 1073 года осуждается волиба, ворожейство, заговоры, чары. «Кормчья книга» запрещает творить волшебство (зло, худое дело) и дива. У Нестора в рассказе о смерти Олега «волхв» и «кудесник» — синонимы, это вещие люди, предсказывающие смерть Олегу.
Колдуна всегда боялись, но и уважали, мог порчу навести. Мог хомут надеть (навлечь на обидевшего его человека болезнь), а мог и помочь: снять сглаз, вылечить. В древнерусских памятниках часто упоминается об обращении к волхвам и чародеям за помощью в случае болезней(особенно детских) или при необходимости опоить кого-нибудь питьем, зельем, над которым произнесены заклятия.
Большим спросом пользовались колдовские амулеты (наузы — узлы, привязки), состоявшие из сушеных трав и других снадобий (высушенное крыло летучей мыши, уголь, соль, сера, змеиная голова или кожа (или бумажки с заговором, прикреплявшиеся к нательному кресту. Волхвов, умеющих делать наузы, называли наузниками, или узольниками. Постепенно эти амулеты из колдовских средств превратились в предохранительные от чар: в употребление вошли ладан и ладанка как обереговая привязка, носимая на шее. Но еще в XVIII веке людей, у которых были обнаружены привязки с корешками и травками, обвиняли в колдовстве и публично наказывали.
Отречение от отца и матери
Рассказы о том, как простому человеку стать колдуном, можно найти в сказаниях и былинах XIX века: «Кто хочет стать колдуном или ведьмой, должен отказаться от своего отца и матери, и от всего рода своего до двенадцатого колена. Отрекаясь, стоять на иконе, положенной вниз лицом, на перекрестке дорог или другом нечистом месте. Один человек, встав на икону, услышал голос сзади: «Иди сюда, лезь сюда», он обернулся и увидел огромную собаку с разинутой пастью. «Да Господи, куда же я полезу?!» — воскликнул он, и собака тотчас провалилась, а неудачный колдун с тех пор стал чахнуть и через год умер…
Есть очень сильные колдуны, выдержавшие особые испытания в обряде посвящения: «В Тульской губернии пользовался славой могущественного чародея, способного уморить или вылечить кого угодно, оборотить в любое существо, крестьянин, который выстоял в полночь на Ивана Купала рядом с папоротником, держа в руке свечу из человеческого сала, и когда папоротник расцвел, сатана со своего трона подал ему цветок и приказал зашить в ладонь правой руки…»
Колдунами-чародеями стремились стать по большей части самые бедные крестьяне. Он имеет много имен. В каждой губернии, в каждой волости могло быть свое, особенное имя: волховник, еретик, обавник, чаровник…
Но суть везде одна — колдун, посредник между тем и этим светом, слуга черных сил, злой, нехороший человек, который несет вред людям. Хотя в некоторых случаях он может и помочь: вылечить, вернуть любимого, присушить неверного, отвести несчастье, но никогда не делает это бескорыстно.
В отличие от ведьм и ведьмаков, колдуны не находятся в родстве с нечистой силой, не имеют хвостов, свой дар получают по наследству или же в детском возрасте по собственному добровольному решению. Чародеем можно даже стать случайно, находясь рядом с умирающим родственником-колдуном. Если взять что-нибудь из его рук, то с предметом передается и дар, который по сути является проклятием.
Чреда испытаний
Те же, кто хочет стать колдуном по собственной воле, проходят серьезные испытания. Чарам можно также обучиться и заключить договор с дьяволом. По нему сатана передает в распоряжение колдуна бесов, нечистую силу, которая всю жизнь чародея верой и правдой будет служить ему. Но после смерти и тело, и бессмертная душа обавника поступают во власть сатаны.
Узнать обавника можно так: в разговоре они никогда не смотрят в глаза человеку, а только в пол или землю. Отличает чернокнижника от простых людей и голос: он или слишком тихий, или очень громкий. Колдун имеет манеру говорить сам с собой. Мимо бормочущего человека полагалось проходить молча, прикрыв рот ладонью и не отвечая на вопросы.
Дом колдуна тоже легко узнаваем: дым над трубой в любую погоду вьется возле верхней кладки с завихрениями — это колдун, вынужденный по договору постоянно давать бесам работу, заставляет их «весить дым», вить из пыли и сажи веревку.
Узнавали колдунов на общественных сходках и в церкви. Один тульский староста разгонял колдунов так: читал, когда соберутся все крестьяне, трижды про себя: «Да воскреснет Бог!», и все чародеи, взяв шапки, расходились.
В пасхальную заутреню свечи у колдунов постоянно гаснут. В эту службу колдуна можно также распознать с помощью яйца: надо взять яйцо, снесенное в первый раз молодой курицей, окрасить его в красный цвет и положить в карман. Затем обойти с крестным ходом вокруг церкви, а когда священник возгласит «Христос воскрес», вынуть яйцо и посмотреть поверх голов собравшихся. Все колдуны будут стоять спиной к иконам, а на головах у них будут рога.
Вещие люди
Волхвы, кудесники, окудники, кобники были известны на Руси с глубокой древности. В Свя-тославовом Изборнике 1073 года осуждается волиба, ворожейство, заговоры, чары. «Кормчья книга» запрещает творить волшебство (зло, худое дело) и дива. У Нестора в рассказе о смерти Олега «волхв» и «кудесник» — синонимы, это вещие люди, предсказывающие смерть Олегу.
Колдуна всегда боялись, но и уважали, мог порчу навести. Мог хомут надеть (навлечь на обидевшего его человека болезнь), а мог и помочь: снять сглаз, вылечить. В древнерусских памятниках часто упоминается об обращении к волхвам и чародеям за помощью в случае болезней(особенно детских) или при необходимости опоить кого-нибудь питьем, зельем, над которым произнесены заклятия.
Большим спросом пользовались колдовские амулеты (наузы — узлы, привязки), состоявшие из сушеных трав и других снадобий (высушенное крыло летучей мыши, уголь, соль, сера, змеиная голова или кожа (или бумажки с заговором, прикреплявшиеся к нательному кресту. Волхвов, умеющих делать наузы, называли наузниками, или узольниками. Постепенно эти амулеты из колдовских средств превратились в предохранительные от чар: в употребление вошли ладан и ладанка как обереговая привязка, носимая на шее. Но еще в XVIII веке людей, у которых были обнаружены привязки с корешками и травками, обвиняли в колдовстве и публично наказывали.
Отречение от отца и матери
Рассказы о том, как простому человеку стать колдуном, можно найти в сказаниях и былинах XIX века: «Кто хочет стать колдуном или ведьмой, должен отказаться от своего отца и матери, и от всего рода своего до двенадцатого колена. Отрекаясь, стоять на иконе, положенной вниз лицом, на перекрестке дорог или другом нечистом месте. Один человек, встав на икону, услышал голос сзади: «Иди сюда, лезь сюда», он обернулся и увидел огромную собаку с разинутой пастью. «Да Господи, куда же я полезу?!» — воскликнул он, и собака тотчас провалилась, а неудачный колдун с тех пор стал чахнуть и через год умер…
Есть очень сильные колдуны, выдержавшие особые испытания в обряде посвящения: «В Тульской губернии пользовался славой могущественного чародея, способного уморить или вылечить кого угодно, оборотить в любое существо, крестьянин, который выстоял в полночь на Ивана Купала рядом с папоротником, держа в руке свечу из человеческого сала, и когда папоротник расцвел, сатана со своего трона подал ему цветок и приказал зашить в ладонь правой руки…»
Колдунами-чародеями стремились стать по большей части самые бедные крестьяне. В обмен на бессмертную душу они хотели получить в этой жизни верный достаток, забывая о расплате, страшной и неминуемой. Но народные притчи показывают, что дьявольское богатство не приносит счастья и душевного покоя.
Иногда рассказывают о не выдержавших курса обучения колдовству — люди не могут вынести страшных испытаний, связанных с принятием в себя сатаны, с посвящением ему, но обратной дороги у них нет, они умирают, так и не став колдунами.
Помимо дьявольского богатства, в положении колдуна людей привлекает и тот почет, которым пользовались чародеи. Во время свадеб их сажали в передний угол, чтобы не навредили молодым, всячески ублажали, подавали первым лучшие куски, так что жених с невестой занимали на празднике уже второе по значению место. К колдунам шли во всех сложных, запутанных ситуациях, их не любили, но боялись и уважали.