Рассказ:
Из множества процессов над ведьмами, проводившихся в г. Бери-Сент-Эдмундс (Саффолк, Англия) на протяжении XVII века, заслуживают особого внимания два. В 1645 году было повешено шестьдесят восемь ведьм, ставших жертвами ревностных охотников за ведьмами МЭТЬЮ ХОПКИНСА и Джона Стерна. Семнадцать лет спустя, в 1662 году, председателем на процессах, в результате которых две ведьмы были обвинены и казнены на основании ненадежных и надуманных показаний истеричных, «одержимых» детей, был Сэр Мэтью Хейл. Процессы 1662 года сильно повлияли на должностных лиц, руководивших судами над «салемскими ведьмами» в 1692 – 1693 годах, которые стали самым мрачным эпизодом в истории колдовства в Америке.
Процессы Хопкинса. В 1645 году Мэтью Хопкинс, этот печально известный в Англии охотник за ведьмами, и его товарищ, суровый пуританин Джон Стерн, рыскали по сельским округам, выискивая «ведьм» и щедро оплачивая «помощь» доносчиков. Охотники за ведьмами добивались признаний любыми средствами и, согласно сохранившимся записям, обвинили в колдовстве около 124 жителей Саффолка, суд над которыми состоялся в Бери-Сент-Эдмувдсе в августе. (Возможно, под судом оказалось гораздо больше людей, чем сообщается в дошедших до нас документах. ) Большая часть осужденных «призналась» в том, что одержимы бесами, заключали сделки с дьяволом, а также в плотской связи с дьяволом, что вызвало у пуританских судей особое негодование. Помимо этого, некоторым ведьмам были предъявлены обвинения в убийстве людей и домашних животных.
Жертв тщательно осмотрели в поисках дьявольской отметины, что для женщин было особенно унизительно, так как эти отметины обыкновенно искали на гениталиях. Такие знаки, сочтенные сосками, которыми ведьмы вскармливали бесов, находили в складках половых губ, а иногда за них принимали клитор. Стерн имел особое пристрастие к поиску дьявольских отметин и хвастал, что восемнадцать ведьм из Бери-Сент-Эдмундса «были раскрыты благодаря найденным на их телах соскам, которые обычно сосали бесы… А некоторые из этих ведьм сознались, что имели плотское сношение с дьяволом, одна даже сказала, что зачала от него близнецов, но, едва родившись, ужасные, длинные и уродливые, они убежали от нее».
Джон Байсак признался, что двадцатью годами раньше он был соблазнен дьяволом, который явился через окно в облике огромной рыжеватой собаки и требовал, что–бы Байсак отрекся от Бога, Христа и крещения. Байсак согласился, и дьявол своим когтем выпустил из его сердца кровь. Дьявол дал ему шесть чертят в виде улиток, которые жили, сося кровь Байсака. Каждая улитка была убийцей: Этлуорд убивал коров, Джеффри – свиней, Питер – овец, Паймен – домашнюю птицу, За-кар – лошадей, а Сидрак – христиан. Стерн объявил, что обнаружил следы улиток на теле Байсака.
Маргарет Уайард созналась, что держала семерых чертенят, в том числе мух, собак, мышей и паука. Однако у нее было всего пять сосков, так что бесам приходилось бороться друг с другом, «словно поросятам около свиньи». По словам Уайард, дьявол явился к ней семь лет назад в виде теленка и сказал, что он – ее муж. Она не хотела сожительствовать с ним (что, возможно, как-то характеризует ее брак) до тех пор, пока дьявол не . явился повторно, на этот раз в облике «красивого молодого джентльмена». Чертенята других привлеченных к суду ведьм представляли собой цыпленка по имени Нэн, двух «злобных волосатых» мышей, а также трех бесов, «похожих на цыплят».
Стерн пишет, что было казнено шестьдесят восемь ведьм; одна, которую судили в Ипсвиче, а не в Бери-Сент-Эдмундсе, по сообщениям, была сожжена. Многие, вероятно, были повешены (документы не дают точных сведений), а многие умерли в тюрьме.
По иронии судьбы, в ответ на сообщения о крайностях в деятельности охотников за ведьмами Парламент создал специальную комиссию для расследования. Тем не менее эта комиссия приняла на веру «доказательства» совершения сделок с дьяволом и существования бесов, тем, самым позволив Хопкинсу и Стерну творить произвол на протяжении еще двух лет.