Рассказ:
Моя бабушка по отцовской линии родом из глухой деревни на Алтае. Рассказывала столько разных историй о местных колдунах, да и сама иногда могла на картах погадать. Несколько из историй из её жизни приведу в качестве примера.
Так как Алтай – это горная местность, то темнеет там сравнительно рано. И как-то раз, уже поздней осенью, моя бабушка со своей подругой возвращалась домой со свадьбы своих знакомых. В деревне то что – фонарей нет, а идти надо чуть ли не на окраину.
Пошли девчушки домой в сумерках. Не успели и половины пути пройти, смотрят – сумерки сгустились, стало совсем темно, начал мелкий дождик накрапывать. Пошли быстрее, но всё так же шумели.
Внезапно подружка остановилась и рукой бабушке рот закрывает на полуслове и глазами показывает, мол, назад посмотри. Она посмотрела и видит: в десятке шагов от них телёнок стоит и смотрит прямо в глаза бабушке. Развернулись подружки, пошли, и телёнок за ними. Они остановятся – и он останавливается. Увидели тогда девчушки, что до дома одной из них рукой подать и кинулись бежать к нему, пролезли под жердью забора (если кто знает такой – не частоколом, а из поперечных балок), а он большой такой, в высоту человеческого роста. Телёнку там ну никак не пробраться. Заскочили в хату, дверь на засов – переполошили всех, свет зажгли. Стук в дверь. Потом смотрят они с подружкой, а там в маленькое окошечко этот телёнок заглядывает.
В другой раз чья-то свинья повадилась ночами картошку рыть на огороде у мужика. Тот не из пугливых был, выскочил из укрытия, где наблюдал, ударил палкой свинью и попал ей как раз по копытам. На следующий день у одной из старушек на улице оказались переломаны обе ноги. Случайность ли?
Иногда, бывало, бабушка выглядывала в окно, задергивая шторы и могла обнаружить соседку напротив, кружащуюся на месте, плюющую под ноги и бормочущую себе что-то под нос. Можно было предположить, что женщина что-то потеряла, да вот только быстро она как-то всё это делала, и время было уже позднее.
В городе тоже можно столкнуться с колдовскими штучками – начиная от мелких пакостей в виде ниток с узелками, заканчивая намазанными, пастообразными узорами на ручках дверей, ножках стола и стенах за диваном, кроватью. Ясно, что нормальному человеку, живущему в этом доме, не пришло бы в голову мазать неизвестно чем собственную мебель, вязать верёвочки с узлами на ручки предметов.
Несколько раз мама рассказывала, что находила изнаночную сторону отцовской куртки намазанной мылом, клочья шерсти в носках обуви, какое-то странное «лишнее» мыло в шкафу. Когда жили в своём доме, мазали белой пастой на стенах бани, бросали веточки полыни через забор. Разбирая деревянную изгородь в саду, находили в ней даже ножи без ручек. Однажды даже на моей кепке были мыльные узоры – завитушка в области макушки и две точки около козырька.